“Ужас Аркхэма: Карточная игра”. Краткий путеводитель по циклам
Карточная версия настольного хита "Ужас Аркхэма" уже несколько лет с успехом шествует по миру, ведь её жанр ("Живая Карточная Игра") предполагает постоянное обновление и развитие. К ЖКИ регулярно выходят дополнения и новые сюжетные циклы. Как не запутаться во всем этом новичку? Какие коробки приобрести после прохождения базовых сценариев? И существует ли вообще правильный порядок?
Из статьи вы узнаете о следующих циклах, сценариях и многом другом:
-
Наследие Данвича
-
Путь в Каркозу
-
Забытая эпоха
-
Нарушенный круг
-
На краю земли
-
Алые ключи
-
Одиночные сценарии
- Чем ещё дополнить игру
Прежде чем думать о дополнениях – не забудьте приобрести базу! Без нее не обойтись: внутри вы найдете стартовые карты для всех пятерых игровых классов, а три сценария постепенно помогут освоиться с правилами. Описанный в них сюжет представляет из себя типичную для Говарда Лавкрафта историю: вы тихо и спокойно живете в городке Аркхэм, как вдруг прямо в вашем доме начинают происходить кошмарные события. Отбившись от нападения жутких упырей в первом сценарии, сыщикам необходимо раскрыть членов зловещего культа во втором, а в третьем прервать их ритуал по призыву в наш бренный мир очередной сверхъестественной сущности.
Но это лишь начало. Если игровой процесс из исследования локаций, сражений с монстрами и построения собственной карточной колоды смог вас увлечь – впереди открывается еще множество увлекательных, проработанных и оригинальных историй. Именно в дополнительных сюжетных циклах авторы игры дают волю своей фантазии. При этом в плане антуража и историй они, конечно, опираются на основные темы Лавкрафта, а вот как сочетать их со свежими игровыми механиками, зависит только от их таланта. Надо признать: уже много лет они нас не разочаровывают. Каждый цикл ощущается новым сезоном любимого сериала. В основе это все тот же старый недобрый "Карточный Ужас Аркхэма", но различия не только в иллюстрациях на картах.
Форма выпуска у них тоже была разная. Первые годы компания Fantasy Flight Games каждую новую историю начинала сначала с делюкс-коробки (она включала в себя 5 новых сыщиков, свежие карты для колод игроков и 2 начальных сценария). Затем каждый месяц в продажу выпускали небольшую коробочку со свежим сценарием, пока шестое мини-дополнение не ставило в цикле точку. Спустя несколько лет модель распространения изменилась. Теперь каждый цикл представляет из себя две коробки: в одной - сценарии и сопутствующие им карты, в другой - сыщики и все необходимое для них. Hobby World держит руку на пульсе и локализует циклы в том же виде, в каком выходят оригиналы.
Первый полноценный сюжетный цикл, выпущенный после базовой коробки. В нем авторы, вдохновившись рассказом "Ужас Данвича", отправляют сыщиков в мрачную, богом забытую деревню. Игроки, знакомые с первоисточником, будут играть с особым интересом, ведь сюжет цикла не пересказывает события рассказа, а продолжает их.
В первых сценариях необходимо отыскать главных героев, в прошлом одержавших победу над монстром – профессора Уоррена Райса и докторов Генри Армитеджа и Фрэнсиса Моргана (возможно, кто-то из них уже таинственно исчезнет к вашему приходу). На протяжении 8 сценариев игроки будут спасать студентов в Мискатоникском университете, играть в казино с мафиози, прятаться от таинственной твари в мрачных коридорах музея, и, наконец, охотиться на богомерзких невидимых отпрысков Древнего бога Йог-Сотота на улицах деревушки.
Под руководством профессора Армитеджа
"Наследие Данвича" -– самый подходящий цикл для продолжения знакомства с "Карточным Ужасом Аркхэма" после базы. Он не просто вдохновлен общими темами Лавкрафта, а основан на четком первоисточнике, и путешествовать по знакомым по рассказу локациям невероятно увлекательно. При этом механики знакомы по базам, сложность примерно на том же уровне, но циклу есть, чем удивить. Сценарий с улетающими вагонами поезда вам точно запомнится!
Эта история основана на рассказах из сборника Роберта У. Чемберса "Король в желтом" (прочитав его, Лавкрафт включил таинственного Хастура из рассказа "Желтый Знак" в свой пантеон Мифов). Действие начинается в театре, ведь "Король в Желтом" - это пьеса, вокруг которой творятся мрачные события. Слухи о сошедших с ума или погибших актёрах и даже простых зрителях сопровождают "Короля в Желтом". И на премьере в Аркхэме ваши сыщики убеждаются в их правдивости, когда приходят в себя в зале, полном трупов и монстров… Или вам только так кажется?
В этом цикле авторы попытались ввести популярный в хоррор-литературе эффект "ненадежного рассказчика". Действительно ли вокруг творятся жуткие и необъяснимые вещи, или вам только так кажется, потому что вы медленно сходите с ума? В этом цикле игроки будут отмечать в своей журнале полученные единицы "сомнения" или "уверенности". Правда ли, что все гости на вечеринке, посвященной премьере, превратились в отвратительных чудовищ? Вы сбежите от них подальше, пойдете в полицию или сотрете всех с лица земли? Каждый сценарий предполагает подобный выбор, добавляя понемногу в копилочку сомнения или уверенности. От их соотношения зависят многие будущие события и даже окончание всего цикла. Поэтому "Путь в Каркозу" особенно интересно будет переиграть, попробовав пустить историю в другое русло. Помимо театра и вечеринки, игроки посетят аркхэмский сумасшедший дом, прекрасный Париж и его знаменитые катакомбы, аббатство на острове Мон-Сен-Мишель, и, конечно, саму Туманную Каркозу. Или всего этого все-таки не было?..
"Путь в Каркозу" заметно сложнее базы и первого цикла, поэтому рекомендовать его сразу после базы можно только самым отчаянным сыщикам! Зато опытным игрокам в карточные игры будет любопытно поиграть за актрису Лолу, которая может притвориться любым классом, а ценителям разветвленного сюжета - делать многочисленные выборы в ходе кампании.
Снова резкая смена декораций. Никаких узких улочек, никаких деревенек. Вы отправляетесь в джунгли Мексики на поиски древнего ацтекского города. Оказывается, забытому племени эцтли, обнаруженному экспедицией, покровительствует змееподобный Древний Йиг. Игрокам предстоит найти путь к древнему храму в густых зарослях, отбиваться от прислужников Йига и посетить далекое прошлое Центральной Америки с помощью таинственного артефакта.
Станут ли находки в джунглях величайшим научным открытием или началом конца человечества? Это зависит от множества ваших решений, начиная еще с подготовки к экспедиции – вы сможете взять с собой ограниченное количество припасов, и неверный выбор может аукнуться в будущем.
Также в забытой эпохе очень интересная механика разведки. Впервые локации не выкладываются заранее, вам предстоит искать их в специальной колоде, в которой вас ждут не только новые места, но и внезапные осложнения – непроходимые заросли, нападения змей, атаки воинов-дикарей и прочие неприятности.
Величайшее хранилище знаний
Восстановите границы времени
Что означают эти странные символы?..
"Забытая эпоха" основана на нескольких произведениях Лавкрафта: "Тень из безвременья", "Курган", "Безымянный город" и других. Это позволило сделать цикл очень разноплановым: в одном сценарии сыщики исследуют густые джунгли и затерянные храмы в духе "Индианы Джонса", в другом возвращаются на темные улочки Аркхэма, в третьем - оказываются в шкуре представителя инопланетной расы! Если хотите максимум экзотики и самых разнообразных локаций - выбирайте "Забытую эпоху".
Игра освещает еще одну излюбленную тему Лавкрафта: ведьмы, колдовство, шабаши и тайные общества. В этом цикле вы вновь оказываетесь в старом добром Аркхэме, где получаете от гадалки на картах Таро мрачное предсказание. А после исчезновения четырех людей вы задумываетесь – было ли это предсказание лично для вас, или, как обычно, угроза раскинулась над всем миром? Сыщикам предстоит узнать многовековую историю местных ведьм и решить, какими будут их отношения со знаменитой Ложей Серебряных Сумерек.
Как и другие циклы, "Нарушенный круг" предлагает новые уникальные механики и события. Сперва вам предстоит сыграть сценарий-пролог, в котором вы впервые возьмете на себя роли не привычных сыщиков, а обычных людей – тех самых, кому предстоит таинственно исчезнуть. Также появятся новые виды карт - Таро, повышающие различные навыки, и "золотые" карты, подходящие сразу двум классам.
"Нарушенный круг" бросает настоящий вызов даже опытным игрокам - в этом цикле один из самых высоких уровней сложности и один из самых мрачных сюжетов. А что вы хотели, когда обыкновенным людям противостоит сам неотвратимый безумный бог Азатот? Это квинтэссенция всего "Карточного Ужаса Аркхэма", так что отправляйтесь на шабаш ведьм на свой страх и риск!
Первая кампания, вышедшая в формате двух коробок, и авторы игры постарались использовать новые возможности на полную катушку. Во-первых, здесь точно самый проработанный сценарий: толстая 64-страничная книга вместила гораздо больше художественного текста, чем прежние буклетики. Во-вторых, впервые прохождение можно сделать нелинейным: здесь сыщики могут возвращаться в уже пройденные сценарии, пропускать некоторые, или, наоборот, добавлять (чтобы пройти всю кампанию, потребуется сыграть от 5 до 10 сценариев), а также сохраняться в ходе особенно длинных партий. В третьих, "На краю земли" добавляет новый вид карт - спутников. Это люди, отправившиеся вместе с игроками в экспедицию в Антарктику. Они могут получать раны, сходить с ума и даже погибать - и от того, кто именно выживет, зависит концовка.
Почему именно Антарктика? Поклонники Лавкрафта наверняка уже догадались: этот цикл продолжает одно из самых популярных произведений писателя, роман "Хребты безумия". Безжизненная белая пустыня, ледяные горы, среди которых раскинулся инопланетный город, и нечто страшное, скрывающееся в его глубинах… Тем, кто его читал, особенно интересно будет замечать, как сюжет вплетен в механики игры: в мешок хаоса добавляются новые жетоны мороза, а карты "Текели-ли" засоряют колоду сыщика.
Все это разнообразие заставляет советовать "На краю земли" первым к покупке, если после базы вы хотите прочувствовать максимум того, что может предложить "Ужас Аркхэма: Карточная игра". Знаменитая история, проработанная кампания, новые механики - вы наверняка не останетесь разочарованы!
Чем дальше, тем ближе чувствуют себя создатели игры к самому Лавкрафту. Этот цикл не основан на каких-то определенных произведениях писателя, он лишь черпает из его творчества мотивы тайных обществ и секретных организаций. Авторы "Ужаса Аркхэма" выпустили одновременно с этим дополнением книгу "Алые тайны". В неё вошли рассказы современных писателей, которые расширяют и углубляют понимание происходящего в кампании.
В этом цикле принцип нелинейности возвели в абсолют. После прохождения первого сценария сыщики получают карту мира, по которой могут путешествовать в любом направлении, преследуя таинственную организацию, члены которой собирают могущественные артефакты-ключи. От порядка прохождения зависит развитие сюжета, а куда именно отправиться, можно решить, прочитав множество досье, раскиданных по книге сценариев.
Свобода действий, мощные карты-ключи, раскинувшийся перед игроками целый открытый мир делают "Алые ключи" уникальным циклом, самым самобытным и оригинальным из всей серии. Это не лучший выбор для новичков, а вот для бывалых сыщиков может стать глотком свежего воздуха и вернуть интерес к игре, в которой, казалось, вы видели уже все.
Если же нырять в целый длинный сценарный цикл вам не хочется, есть вариант приобрести одиночные сценарии. Эти небольшие коробочки содержат отдельные оригинальные истории, которые, при желании, можно сыграть и в рамках любого из циклов. Конечно, в рамках одной партии у создателей меньше возможностей, тем не менее, каждый сценарий содержит собственные уникальные "фишки".
- "Карнавал ужасов" отправляет сыщиков в прекрасную Венецию, на знаменитый карнавал, где среди обычных гостей под масками скрываются культисты. Они планируют посреди карнавальной суматохи принести несколько человек в жертву очередному Древнему богу. Отличительная особенность этого сценария — расположение локаций в случайном порядке по кругу, и переходить между ними можно только по часовой стрелке. Именно в эту сторону двигается карнавальное шествие, влекущее сыщиков за собой.
- "Проклятие Ругару" разворачивается в совсем других декорациях: Новый Орлеан и болота Луизианы. Здесь колдунья вуду рассказывает, что болотам рыщет ужасный монстр - оборотень Ругару. Сыщики начинают выслеживать его, но очень скоро охотники и жертва меняются местами - оборотень нападает неожиданно и вновь скрывается в тумане. А как известно, укушенные оборотнем люди сами получают его проклятье. Хотя, возможно, в этом случае получить силу и скорость чудовища - не такая уж плохая идея?
- "Лабиринты безумия" – уникальное дополнение, которое позволяет сыграть в "Карточный Ужас Аркхэма" составом до 12 человек! Такое количество сыщиков можно разделить на 3 группы, которые, независимо друг от друга, ищут выход и разгадывают загадки в запутанном лабиринте, куда их поместил злой гений. При этом продвижение сюжета случится только когда все группы выполнят свои цели. Такой совместный режим прекрасно подходит для игротек или знакомства с игрой новичков. Если же набрать максимальный состав не получается, сценарий играется и в классическом варианте, одной сплоченной группой сыщиков. При этом надо последовательно пройти все задания для трех групп, так что, по сути, вы получаете мини-кампанию из трех сценариев.
- "Стражи Бездны" – тоже не один, а целых два сценария, в которых сыщики отправляются в Египет. В первом сценарии жители Каира начинают впадать в беспробудный сон. Начав расследование, сыщики, конечно же, обнаруживают, что за этими событиями стоит таинственный культ, желающий приблизить конец света. Чтобы остановить злодеев, во втором сценарии сыщикам придется найти среди египетских пустынь вход в иное измерение и встретиться там с могущественной сущностью, пытающейся уничтожить наш мир.
- "Война Внешних богов": привыкли уже сталкиваться со зловещими культами в каждом втором сценарии "Ужаса Аркхэма"? Тогда повысим ставки: в "Войне Внешних богов" культов сразу три! И они противостоят не только сыщикам, но и друг другу. А раз их три - значит, и групп сыщиков может быть три. Здесь, как и в "Лабиринтах безумия", можно сыграть в эпическом совместном режиме. Сценарий был создан для выставок настольных игр, так что количество игроков в этом сценарии вообще не ограничено, однако при большом числе участников может потребоваться отдельный организатор. У каждого культа своя колода замыслов, и каждый стремится первым продвинуться в своих планах. Ни один из них не сулит миру ничего хорошего: одни призывают рои гигантских насекомых, другие пытаются пустить в нашу вселенную пожирателя миров, третьи строят рай на земле, который не предполагает существование человеческой цивилизации. Сыщикам придется сражаться на три фронта, чтобы сорвать все эти планы!
- "Убийство в отеле Эксельсиор" напоминает, за что игроков в "Карточном Ужасе Аркхэма" называют "сыщиками". Это детективный сценарий, в котором предстоит расследовать таинственные исчезновения постояльцев одного мрачного отеля. Причем из-за стечения обстоятельств полиция может начать подозревать в убийстве и самих сыщиков, так что придется в усиленном режиме собирать доказательства своей невиновности. У преступления есть много вариантов развития событий, но, конечно, не обойдется без древних артефактов, неописуемых монстров и гостей из иных измерений. Без всего этого "Аркхэм" не был бы "Аркхэмом"!
- "Капля, поглотившая все" – еще один сценарий "для выставок", у которого" есть эпический режим для неограниченного количества игроков. В нем сыщики противостоят угрозе, необычной даже для мира, созданного по фантазиям Лавкрафта: после падения метеорита на Землю попадает инопланетная Капля, пожирающая все на своем пути. Как победить существо, для которого любые пули и бомбы - лишь закуска, добавляющая ещё больше массы? Капля может поглощать врагов, улики, карты из колоды сыщиков, их параметры, жетоны из мешка хаоса и многое другое. Если ее не остановить, она поглотит не только планету, но и всю Вселенную!
- "Махинации сквозь время" полностью оправдывают своё название, ведь в этом сценарии вам придётся расследовать исчезновение нобелевских лауреатов из самой ткани времени! Два гения исчезли из истории в принципе, а вместе с ними пропали и их революционные открытия. Если не вернуть всё на круги своя, мир ждут кошмарные изменения...
Наш рассказ об "Ужасе Аркэма: карточной игре" остался бы неполным, если не упомянуть еще две возможности разнообразить игровой процесс.
- Продающиеся отдельно готовые колоды сыщиков каждого класса. Боксёр Натаниэль Чо (класс Хранитель), профессор истории и археологии Харви Уолтерс (Искатель), женщина-авиатор Уинифред Хаббамок (Ловкач), прорицательница Жаклин Файн (Мистик) и почтальон Стелла Кларк (Выживший) готовы к участию в любом из приключений. Их колоды собраны, сбалансированы и содержат множество мощных карт, которые не входят в состав других дополнений. Такие колоды отлично подходят тем, кто не любит заниматься колодостроением, а также новичкам, желающим со старта получить сильных сыщиков, не покупая при этом множество коробок с дополнениями.
- Так называемые "Возвращения". Спустя несколько лет после выхода каждого цикла Fantasy Flight Games выпускает специальные коробочки, которые позволяют фанатам вернуться к уже пройденным приключениям, при этом меняя что-то в геймплее, чтобы повторное прохождение не повторяло первый опыт. Костяк истории останется тем же, но игрокам могут встретиться новые враги и союзники, или сюжетные повороты будут разниться. Кроме того, коробки "Возвращений" прекрасно подходят для удобного хранения всех компонентов одного цикла.
Сейчас на русском языке выпущено уже три таких дополнения: "Ночь фанатички" (добавляет интереса к перепрохождению кампании из базовой коробки), "Наследие Данвича" и "Путь в Каркозу". Также в скором времени ожидается выход набора для цикла "Нарушенный круг". Выход "Возвращений" в другие циклы – вопрос лишь времени.
Пожиратель из глубин проснётся вновь...
Король в жёлтом вновь ждёт вас
Карточный "Ужас Аркхэма" живёт и развивается уже 7 лет и пока не собирается в загробный мир. Помимо уже рассказанных страшных историй, нас ждет много интересного впереди: на русском языке еще не выходили циклы дополнений о приключениях сыщиков в мире снов (The Dream-Eaters) и о рыболюдях в рыбацком городке Инсмут (The Innsmouth Conspiracy). Если вы еще не пробовали встать на пути могущественных Древних богов - можете дождаться этих новинок.
Но уже прямо сейчас игра может предложить такое разнообразие сюжетов, сеттингов и механик, что одна способна заменить целую полку настолок. Выберите один из циклов или одиночных сценариев - и борьба со злом может так затянуть вас, что вы станете постоянным жителем этого вымышленного города.