20 лет Catan: История великой игры и её создателя

03 июн 2024 14:42
Просмотрено: 505 раз(а)

В 2004 году, российские настольщики познакомились с удивительным миром Catan. Созданная талантливым немецким разработчиком Клаусом Тойбером, игра стала не просто развлечением, а настоящим феноменом, который изменил представление о настольных играх. В 20-летие Catan вспоминаем, как эта игра покорила сердца миллионов и стала неотъемлемой частью культуры настольных игр.

 

От зубного техника до настольного гения

История Catan начинается с её создателя, Клауса Тойбера, уроженца крошечного немецкого городка Рай-Брайтенбахе, в Бройберге. Казалось судьба Тойбера предопределена с рождения: его отец владел небольшой стоматологической клиникой, и Клаус пошёл по его стопам, став зубным техником. Однако в глубине души Тойбер всегда мечтал о другом. К чему действительно лежала его душа, так это к настольным играм. Они прекрасно помогали расслабиться после трудового дня, захватывая молодого зубного техника с головой.

Вдохновением для первой разработки Клауса Тойбера стала книга в жанре фэнтези Патриции Маккиллип "Мастер загадок" о королях, могущественных артефактах и мудрых волшебниках, сражающихся с помощью загадок. Получившийся в итоге пати-гейм Barbarossa, выпущенный в 1988, оказался ну очень необычным. Чтобы почувствовать себя настоящими волшебниками, игроки должны были лепить из пластилина предметы и отгадывать, что же "наколдовали" другие. Эта игра получила престижную немецкую награду Spiel des Jahres ("Игра года"), что подтолкнуло Тойбера к мысли, что хорошо он может создавать не только зубные протезы.

 

Молния бьёт трижды

Следующие несколько лет Тойбер продолжал создавать игры, которые завоёвывали признание и награды. В 1990 году его игра – Adel verpflichtet (также известная как Hoity Toity и "Благородство обязывает") тоже получила награду Spiel des Jahres. Игроки перевоплощались в скучающих аристократов, чья единственная страсть – коллекционирование антиквариата. И каждому хотелось собрать коллекцию ценнее и дороже, чем у прочих! Чтобы этого достичь, все средства хороши…

Говорят, что молния не ударяет в одно место дважды, но Клаус Тойбер доказал обратное: в 1991 году его игра Drunter & Drüber ("Шиворот-навыворот") получила награду. На этот раз игроки становятся жителями городка на Диком Западе, строя дороги поверх уже существующих зданий. Каждый ход участники выкладывают тайлы, закрывая здания на поле. В конце игры очки начисляются за определённый тип зданий, который держится в секрете. Игра, как всегда, полна доброго юмора: любые здания можно перекрывать дорогами, но общественные туалеты требуют голосования перед сносом.

Третий крупный успех подряд должен был убедить Клауса целиком посвятить себя созданию настольных игр. Ещё несколько лет он пытался совмещать это с работой в зубной клинике, но в 1999 году окончательно ушёл из стоматологического бизнеса – после крупнейшего успеха в гейм-дизайнерской карьере Тойбера.

 

Клаус создаёт идеальную настольную игру, но какой ценой?

Была ещё одна причина, по которой у Клауса оставалось все меньше времени на протезы и брекеты. Несмотря на то что три его творения были удостоены звания "Игры года" в Германии, путь к признанию был тернист. Всё-таки в конце 1980-х настольный бизнес ещё не набрал обороты. Представляя свою игру издательствам, Клаус получал отказ за отказом и предложения сменить средневековый сеттинг на эпоху динозавров. Но он не сдался и, основав собственное издательство TM-Spiele, продолжил неустанно трудиться над своей идеей.

Впрочем, возглавлять издательство настольных игр оказалось не самым лёгким делом. TM-Spiele успела выпустить несколько игр, причём не только авторства Тойбера. К сожалению, компания быстро погрязла в бюрократии и долгах, и Клаус был вынужден искать крупного и успешного издателя для своей игры. Это ещё одно подтверждение максимы: не каждый успешный творец может стать успешным бизнесменом.

Клаус начал сотрудничать с компанией Kosmos. Её долгая история уходит корнями аж в 1822 год: она была основана как книжное издательство, затем принялась создавать детские наборы для научных экспериментов, а с 1980-х взялась и за настольное хобби. Именно ей Клаус Тойбер предложил издать его игру. Kosmos согласилась.

 

Триумф в Эссене

В 1995 году Клаус Тойбер и его игра отправились на ежегодную выставку настольных игр в Эссене. Уже через несколько часов после открытия стенд Kosmos был окружён толпой восторженных посетителей. 5000 экземпляров игры разошлись как горячие пирожки, не оставив ни одной коробки даже для самого Клауса. Посетителям хватало сделать буквально пару ходов или понаблюдать за этим со стороны, чтобы броситься в очередь за покупкой, попутно выкрикивая что-то вроде "Halt die Klappe und nimm mein Geld!" – "Shut up and take my money!" Так началось триумфальное шествие "Колонизаторов" по Германии и затем по всему миру. Критики и простые игроки пели ей дифирамбы и осыпали премиями, зарубежные издательства просили Kosmos продать им права на локализации, а Клаус стал настоящей знаменитостью.

Более того, мир заинтересовался и другими творениями европейских авторов. После достопамятной выставки в Эссене американский бизнесмен Джей Туммельсон основал издательство Rio Grande Games, главным образом, чтобы переводить европейские хиты на английский. Благодаря этому, имена таких мастеров, как Уве Розенберг, Райнер Книция и Дональд Ваккарино стали известны во всём мире.

С того момента европейские гейм-дизайнеры не боялись, что их детища останутся уделом горстки избранных, ведь достойные игры находили своих игроков практически в любом уголке земного шара.

 

Что же такого революционного было в "Колонизаторах"?

Секрет в том, что Die Siedler von Catan – "Поселенцы Катана" – способна очаровать каждого. Когда Catan впервые появился на российском рынке, его уникальный подход к игровой механике сразу привлёк внимание. Игра, основанная на стратегическом планировании, торговле и заселении острова, оказалась невероятно увлекательной и доступной для широкой аудитории. Она сочетала в себе, казалось бы, несочетаемые качества: простые правила и вариативную стратегию, экономику и переговоры, влияние случайности и возможность просчёта. Первые игроки были зачарованы возможностью строить дороги и поселения, торговать ресурсами и соревноваться за титул Лорда Катан

По сюжету игроки в роли первопроходцев пребывают на необитаемый остров Катан, богатый ресурсами. Игровое поле, состоящее из 19 гексов (шестиугольников), каждый раз генерируется заново, что обеспечивает вариативность партий. В начале игры каждому гексу присваивается номер от 2 до 12, определяющий его ресурсную продуктивность. Вы, как умелые стратеги, должны тщательно обдумать, где поставить своё первое поселение, чтобы заложить фундамент будущей империи. Партия закончится, когда кто-то получит десятое победное очко.

Очки можно получить строя города, проложив самую длинную дорогу или накупив карт с рыцарями. Для всего этого конечно же нужны ресурсы. В начале хода каждого игрока их производят гексы местности: поля подарят вам золотую пшеницу, пастбища – мягкую овечью шерсть, горы – ценную руду, леса – древесину, а холмы – глину. Как узнать, что именно и где будет произведено? Просто: кинуть два кубика. Сумма выпавших значений укажет тайлы, которые на этом ходу произведут ресурсы. Но получат их не все игроки, а лишь те, чьи поселения граничат с нужным гексом. Поэтому очень важно хорошо подумать, прежде чем решить, где располагать свои города и деревни! Судите сами: поле с цифрой 6 за партию даст гораздо больше ресурсов, чем поле 12. А если выпадет семёрка, то ресурсы не производятся, зато игрок может передвинуть на любой тайл фигурку разбойника, который прервёт здешнее производство, и заставить соперников скинуть с рук накопленные ресурсы.

Но что делать, если ресурсов недостаточно? В Катане всегда есть выход – торговля. Можно обменяться с банком, хотя курс 4 к 1 не самый выгодный. Или договориться с соперниками на более привлекательных условиях. Две овцы за зерно, глина за древесину – здесь каждый найдёт, что ему нужно, ведь на каждый товар найдётся купец.

Ход каждого игрока стремителен, и "Колонизаторы" полностью лишены одного из главных недостатков настольных стратегий – даунтайма, то есть томительного ожидания своего хода. Надо кинуть кубы и взять ресурсы – при этом их берут все игроки, так что скучать некогда. Активный игрок может предложить при необходимости обмен – опять соперники вовлечены. Даже при игре вчетвером время между вашими ходами летит незаметно.

"Колонизаторы" угодили всем. Менеджмент ресурсов и просчёт оптимальной стратегии привлекают тех, кто любит контролировать свои действия. Броски кубов и толстая стопка карт развития, среди которых могут попасться рыцари с победными очками понравятся тем, любителям случайности и азарта. Отсутствие даунтайма, яркое оформление и созидательная тематика подойдут для всех возрастов и уровней опыта! Это была крупнейшая волна увлечения настольной игрой после выхода в 1935 году "Монополии".

 

Клаус меняет мировую настольную индустрию

Игра "Колонизаторы" не просто завоевала сердца миллионов, но и изменила саму индустрию и судьбы отдельных личностей. Её влияние трудно переоценить, и сегодня мы погружаемся в историю этого феномена. Постараемся охватить разные уровни этой картины.

Для Клауса Тойбера "Колонизаторы" имели судьбоносное значение. Его уверенность в своих силах росла вместе с успехом "Колонизаторов". На прибыль от реализации первого тиража Клаус купил жилплощадь и оборудовал там мастерскую. В 2002 году он основал ещё одно издательство, Catan GmbH, отвечающее за продажу лицензий на его игры по всему миру. Сегодня семейный бизнес продолжает развиваться под руководством егостаршего сына Гвидо.

Для компании Kosmos "Колонизаторы" стали золотым билетом: многомиллионные прибыли вывели её в высшую лигу. Из малоизвестного издательства Kosmos превратился в знаковый бренд, привлекательный для всех игроделов. Но Kosmos не ограничились одним хитом: их портфолио пополнилось множеством успешных игр, таких как "Андор" Михаэля Менцеля или серией настольных квестов EXIT.

Для игровой индустрии Германии, да и всей Европы, "Колонизаторы" стали путёвкой в большой мир. Теперь все экономические стратегии, где есть борьба за победные очки, менеджмент ресурсов, сбор карточных сетов и другие механики, стали назвать играми "немецкой школы", а затем просто словом "евро", "еврогеймы". Эти игры противопоставляются "американским", где важную роль играют случайные события и броски кубиков. Уже неважно, в какой стране сделана игра: если вы собираете в ней ресурсы и боретесь за победные очки, её определят как "евро".

Для игровой индустрии игра стала настоящим мостом между поколениями, собирая за одним столом друзей, семьи и даже незнакомцев. Клубы настольных игр начали включать Catan в свои коллекции, а турнирные соревнования по игре привлекали всё больше участников.

Кстати о земном шаре. Для всего мира "Колонизаторы" до сих пор остаются одной из главных точек входа в настолки, отлично подходящей для первого знакомства с хобби. Даже в 2024 году велика вероятность увидеть красно-жёлтую коробочку на столе у коллеги, в школьном классе или в антикафе. Простые правила и увлекательный процесс делают игру идеальной для новичков и опытных игроков: люди увидели, что настолки могут предложить гораздо больше, чем избитую со времён "Монополии" механику "кинь-двинь". Кстати, в отличие от своей матёрой предшественницы, Стратегия Тойбера не потеряла своей актуальности. Люди играют в неё с таким же азартом и удовольствием, как и почти 30 лет назад.

 

Вперёд, к новым островам!

С момента выхода "Колонизаторов" каждая игра со словом "Катан" на коробке вызывала пристальный интерес игроков. Особенно это касалось дополнений к базе, которые меняли привычный геймплей и вносили свежие элементы, позволяя увидеть остров Катан в новом свете.

Первым после выхода оригинала свет увидело расширение до 5-6 игроков. Оно увеличило площадь острова и позволило заниматься строительством в ходы других игроков, оставив геймплей при этом неизменным. 

Настоящей революцией стали "Мореходы" (1997). Дополнение добавило механику морских путешествий и целую кампанию из девяти сценариев, где поселенцы покоряли архипелаг островов. Цепочка из кораблей стала своеобразной дорогой по морю, которая позволила строить поселения на удалённых участках суши. Вдобавок к разбойникам на суше, теперь по воде бродили пираты, лишающие игроков ценных ресурсов.

Самым значительным стало второе крупное дополнение "Города и рыцари" (1998). Оно превратило семейную игру с простыми правилами в сложное стратегическое противостояние на несколько часов. Игроки теперь могли развивать свои города, строя рынки, монастыри и ратуши, превращая их в столицы острова. Рыцари, выставляемые на поле, могли прокачивать свою силу и изгонять более слабых соперников. Ко всему этому добавились периодические набеги варваров, визиты торговца и множество новых карт развития.

Однако реакция игроков была неоднозначной. Некоторые обрадовались разнообразию и глубине геймплея, другие же предпочли более простую и быструю игру. Тойбер позже признался, что изначально хотел сделать "Колонизаторов" именно такими – глубокими и стратегичными, но издательство Kosmos убедили его упростить игру для массовой аудитории. Таким образом, "Города и рыцари" стали "режиссёрской версией" его видения.

В русскоязычном сегменте, естественно, сама игра и уж тем более дополнения появились намного позже, но популярность Catan росла с каждым годом. Со временем вокруг Catan сформировалось крепкое и дружное сообщество. Игроки делились своими стратегиями, организовывали турниры и даже создавали собственные варианты игры. В социальных сетях и на форумах обсуждались лучшие тактики и необычные ходы, а также возникали новые дружеские связи. 

Особую роль в развитии Catan  сыграли энтузиасты и организаторы мероприятий. Благодаря их усилиям игра стала доступной не только в крупных городах, но и в самых отдалённых уголках страны. Фестивали настольных игр, такие как "Игрокон", предоставили поклонникам Catan возможность встретиться, посоревноваться и обменяться опытом.

 

Голос фанатов

После выпуска двух дополнений Тойбер решил, что его работа на этом закончена. Однако поклонники не согласились. Сотни писем с предложениями для новых дополнений заполнили его почтовый ящик. Люди предлагали создавать оружие, разрушать чужие поселения и даже перемещаться по острову на воздушных шарах. Однако большинство задумок либо ломали игровой баланс, либо противоречили духу игры.

Фанаты "Колонизаторов" не унимались, продолжая обсуждать новые дополнения на тематических форумах и проводить голосования. Наконец, Клаус Тойбер сдался под натиском их энтузиазма. В 2007 году мир увидел дополнение "Купцы и варвары", которое собрало в одной коробке множество модулей для базовой игры. Эти модули можно было добавлять в игру в любых сочетаниях или опробовать все сразу, пройдя кампанию из пяти сценариев. Теперь вместо кубиков можно было использовать колоду специальных карт, вводящих различные события. Игроки могли отправлять караваны через пустыни, отбиваться от орд варваров и многое другое. Тойбер мог бы выпустить каждую из этих идей отдельным дополнением и собрать больше прибыли, но он выбрал другой путь. Игроки просили его создать больше вариантов базовой игры – и он честно и добросовестно выполнил эту просьбу.

Последнее дополнение к "Колонизаторам", "Первопроходцы и пираты", вышло в 2013 году. Его особенность в том, что изначально на поле открыта местность лишь одного из трёх островов. Другие игрокам необходимо разведывать, строя корабли и отправляя к ним поселенцев. Узнать историю первопроходцев можно было также с помощью кампании из пяти сценариев.

Параллельно с работой над дополнениями Клаус Тойбер выпускал свою главную игру в других сеттингах. Это частая судьба самых популярных настольных хитов. Однако Тойбер сделал так, чтобы ни одна из переделок "Колонизаторов" не была просто той же игрой с другими картинками. Каждая версия включала изменения, соответствующие новой тематике.

Хиты и промахи

За два с лишним десятилетия вышло больше полусотни версий "Колонизаторов". Какие-то из них были более удачными, какие-то – менее. Упомянем лишь самые яркие:

"Колонизаторы. Junior" (2007) 

Игра стала первой адаптацией настольного хита для младшего школьного возраста (6+). Меньше гексов, всего один кубик, яркое пиратское оформление и победа за седьмой построенный лагерь – все это сделало игру доступной и увлекательной как для детей, так и для их родителей. После успеха младших "Колонизаторов" за идею ухватились и другие издательства: "Билет на поезд. Junior" и "Мой маленький Серп".

"Колонизаторы. Карточная игра" (1996) и "Колонизаторы на кубиках" (2007) 

Они радикально меняли сам привычный жанр стратегии. В них вообще нет игрового поля. В первом варианте и местность, и ресурсы представлены на картах, хотя остался на месте костяк механик: броски кубиков, строительство поселений. Хотя до прародительницы ей далеко, карточная версия обрела определённую популярность и даже получила собственные дополнения, включая переработанную версию "Князья Катана" в 2010 году.

"Кубическая" версия, напротив, стала ярким примером жанра “кинь-гапиши”: игроки бросают кубики с нарисованными на гранях ресурсами и делают пометки в личных блокнотах, отмечая, что им удалось построить.

Несколько раз Клаус переносил действие своей игры с вымышленного острова в реальный мир. Например, в "Колонизаторы. Америка" (2010) из гексов выкладывалась узнаваемая карта Соединённых Штатов, через которую игроки прокладывали трансконтинентальные железные дороги. А в версии для соотечественников 2008 года на карте Германии возводились известные достопримечательности вроде Бранденбургских ворот и Кёльнского собора.

Устремлял свой взор Тойбер и в совсем далёкое прошлое. В 2014 году он отправил поселенцев в Древний Египет, где игроки могли использовать влиятельные карты богов или вносить свой вклад в строительство Великой пирамиды. В 2018 году появились "Колонизаторы" про цивилизацию инков, торгующих рыбой, какао и перьями

Уже в 1999 году Тойбер отправил игроков колонизировать Галактику в версии The Starfarers of Catan. А в 2012 году "Колонизаторы" встретились с вселенной "Звёздного пути": в Star Trek Catan игроки расставляли космические корабли на пересечении гексов с планетами, а вместо разбойников на них нападали клингоны.

Наконец, в одном из самых удачных союзов соединились детища Тойбера и Джорджа Мартина. "Catan. Игра престолов" (2017) Клаус разрабатывал совместно с сыном Бенджамином. Она впечатляет даже одним своим внешним видом: на севере возвышается величественная Стена, которую игрокам предстоит защищать от одичалых, представленных россыпью детальных миниатюр. Игроки берут на себя роли знаменитых персонажей "Песни льда и огня", каждый из которых обладает уникальными умениями. Победитель же торжественно объявляется новым Лордом-командующим Ночного дозора.

Впереди новые горизонты

Двадцать лет с Catan – это не просто юбилей, это целая эпоха в мире настольных игр. За эти годы игра стала неотъемлемой частью жизни многих людей, подарила незабываемые эмоции и открыла новые горизонты для творчества и общения. Пусть этот юбилей станет отправной точкой для новых побед и достижений, а мир Catan продолжает расширяться, принося радость и вдохновение всем его поклонникам. Новые поколения открывают для себя эту увлекательную игру, а ветераны наслаждаются её бесконечными возможностями.

Доставка
Доставка
Когда курьер приедет к вам
Доставка из магазина возможна сегодня
Куда мы доставляем
Доставка возможна в радиусе 7 км от магазина
Стоимость
Стоимость доставки рассчитывается в корзине на момент оформления доставки
Ок