Настолки с электронными приложениями
Прогресс в XXI веке не стоит на месте, и технологии приходят даже в такие сферы, как настольные игры. Всё чаще их авторы создают специальные электронные приложения, без которых сыграть не получится. Вокруг этой темы уже сломано много копий: кто-то категорически не приемлет настольных игр с приложениями, отказываясь пробовать даже самые известные хиты. Аргументом чаще всего называют желание хотя бы иногда отдыхать от экранов и гаджетов. Такая позиция, безусловно, имеет право на существование. Однако настолки с приложениями не появлялись бы с такой завидной регулярностью, если бы не имели и сильных сторон.
Например, приложения избавляют от целой стопки компонентов. Чаще всего электронный помощник полностью берёт на себя функцию рассказчика. Все художественные описания можно поместить в отдельный пухлый буклет или дополнительную карточную колоду – а можно зачитывать его с экрана, где создатели не были ограничены количеством символом. Так, в игре "Властелин Колец: Странствия в Средиземье" приложение не только описывает основные сценарные события, но и отвечает за множество случайных встреч, находок и происшествий, которые выпадают на долю героев каждую партию. Наверное, это можно было бы реализовать и с помощью физических компонентов, но из-за этого не только увеличилось бы время каждой партии (каждый раз пришлось бы искать нужный абзац или карту), но и повысило стоимость коробки. К тому же, каждый сценарий стал бы статичным, и реиграбельность сильно снизилась бы.
Другое, возможно, самое главное, преимущество электронных приложений в том, что они могут полностью взять на себя роль "злого властелина". Во многих кооперативных играх одному игроку приходится отыгрывать действия монстров и расставлять ловушки героям, в то время как остальные игроки становятся единой сплочённой командой. Такая роль нравится немногим – управлять собственным персонажем и вместе с друзьями радоваться победам обычно веселее, чем молча строить козни остальным. И ладно бы ещё, если звание "главного гада" можно было честно передавать по очереди – но нет, эта ситуация не зря получила в народе название "проклятие хозяина коробки", ведь чаще всего именно ему, как человеку, лучше всего знакомому с правилами, выпадает такая участь. Так было, например, в первой редакции "Особняков Безумия" - игрок, который здесь назывался "Хранителем", подготавливал сценарий, определял его цель, управлял монстрами и даже раскладывал игрокам нужные компоненты для прохождения головоломок. В общем, полностью обслуживал команду, которая получала удовольствие от исследования локаций и неожиданных поворотов сюжета.
А создатели приложения для "Descent. Сказания Тьмы" пошли ещё дальше. Их приложение тоже сняло "проклятье Тёмного Властелина", которая во второй редакции стояла ещё острее – ведь там игрок за зло назначался на длинную кампанию из десятка сценариев. Кроме этого, электронный помощник взял на себя все сложные подсчёты: герои в ходе своих приключений прокачивают навыки и мастерят более мощное оружие. Игрокам не нужно перед каждым ударом во время битвы скрупулёзно просчитывать наносимый урон, складывая свои параметры и вычитая из них защиту врага. Вы просто отмечаете имеющееся оружие между сценариями и говорите приложению, кто и кого атакует – а оно сразу показывает вам результат.
Но, конечно, электронный компонент можно использовать не только для удобства. Он позволяет вводить в настольную игру такие механики, которые без компьютерных технологий были бы попросту неосуществимы. Например, большинство компонентов приключенческой игры "Предназначение" имеют на себе qr-код, а приложение позволяет их сканировать. Эта система открыла перед игроками невероятную свободу действий. Теперь любой полученный предмет можно попробовать применить где угодно или обсудить его с встреченными персонажами. Например, стражник не пускает вас внутрь здания: вы вольны отсканировать карту с золотыми монетами, чтобы попытаться подкупить его, знак отличия – чтобы впечатлить, или меч – чтобы напугать. И у этих действий могут быть разные последствия: что-то из списка впечатлит стражника, а что-то – вынудит вступить с вами в бой. И таких решений в каждом из четырёх сценариев "Предназначения" десятки!
Ещё электронный помощник прекрасно помогает скрывать информацию, которые до определённого времени игрокам знать не полагается. В той же книге сценариев никак не спрячешь раскладку поля, а спойлернуть себе сюжет можно, случайно скользнув глазами по другой странице. Приложение же отлично реализовывает момент исследования: вы узнаёте, что скрывается за дверью или поворотом туннеля, лишь дойдя фигуркой героя именно до нужной точки. А игра "Поиски планеты Х" полностью построена на тайной информации: в ней игроки в роли астрономов ищут координаты таинственной планеты на просторах космоса, проверяя сектор за сектором и нанося на карту звёзды, туманности и астероиды. На все запросы будет отвечать приложение, именно оно решает, куда поместить планету и даёт первые подсказки. Оно же обеспечивает и бесконечный простор для реиграбельности и предоставляет на выбор несколько уровней сложности.
Не будем забывать и о том, что разработчикам гораздо легче добавить новый контент в приложение, чем создавать физическое дополнение и печатать компоненты. В приложении уже упомянутого "Властелина Колец: Странствия в Средиземье" через некоторое время после выхода появилась целая новая кампания, а детективная игра "Место преступления" (от того же издательства, что и "Предназначение", поэтому тоже построенная на разговорах со свидетелями с помощью qr-кодов) сразу содержит раздел дополнительных дел.
Наконец, электронные приложения прекрасно помогают создавать нужную атмосферу за игровым столом. Подходящие мелодии, фоновые звуки, озвучки профессиональными дикторами – это те преимущества, которые все издатели используют на максимум. В "Особняках безумия" озвучены тексты начала и завершения сценария, в "Предназначении" музыка, как и сюжеты, становится всё более мрачной по мере прохождения кампании, а в "Descent. Сказания тьмы" можно узнать героев поближе (и даже повлиять на их характер), читая их анимированные диалоги друг с другом между приключениями и время от времени выбирая реплики.
Что ж, как видим, приложения действительно даёт геймдизайнерам и игрокам множество новых возможностей. Конечно, речь не идёт о том, что когда-нибудь они полностью вытеснят классические настольные игры. Но они уже успели оформиться в отдельный жанр, в котором есть свои мировые хиты. Осталось последнее (небеспочвенное) опасение: когда-нибудь разработчики прекратят поддерживать и выпускать обновления для приложений старых игр, и такие настолки станут неиграбельными. Пока ни одна конкретная игра до такого не дошла, однако здесь уместно будет провести аналогию с играми для приставок и компьютеров: благодаря различным эмуляторам вы и сейчас можете запустить древнюю игру, которая вышла на Денди 40 лет назад.
Только вот часто ли вы делаете подобные вещи? "Дорога ложка к обеду" – наверняка через 40 лет выйдет множество других, более интересных настольных игр, по сравнению с которыми настолки образца 2020-х покажутся безнадёжно устаревшими. Так что не упускайте возможности попробовать сейчас то, что находится на пике популярности – хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение.
Материал подготовила Юлия Харина