Описание
Все те десять лет, в течение которых "Колонизаторы" не получали новых продолжений, Клаус Тойбер собирал идеи, приходившие в его голову и почтовые ящики. Вместо того, чтобы, как полагается приличному буржую, издать каждую из этих идей в отдельной упаковке с ярким лейблом, герр Тойбер и компания Kosmos порадовали преданных поклонников игры одной коробкой, в которой при вскрытии обнаружились самые интересные варианты развития игры.
В итоге настольная игра "Колонизаторы. Купцы и Варвары" позволяет игрокам создать как минимум 9 разных игр на базе стандартных «Колонизаторов» за счёт предложенных вариантов и сценариев. Кроме того, собранные в книге сценарии сам разработчик предлагает хоть раз пройти в режиме кампании. Ощущения, говорит, специфические… Если подробнее, то среди предложенных вариантов правил наибольший интерес вызывают подробная схема игры в колонизацию Катана для двух игроков и система "Происшествия на Катане", заменяющая бросок кубиков верхней картой из особой колоды. К слову, в этой колоде многие карты провоцируют определённые события (получение или перераспределение ресурсов, как правило), из-за которых игра становится более непредсказуемой. Если же говорить о кампании, то состоит она из пяти сценариев.
- Первый и самый простой – это "Рыбаки Катана". В нём развитие городов острова идёт параллельно с активной добычей "живого серебра" на многочисленных рыбных отмелях и в центральном озере – этот гекс заменяет собой пустыню. Но отсутствие пустыни от разбойника вас не освобождает. Освобождает выловленная рыба! Отдайте две рыбёшки в банк, и сможете удалить разбойника с поля. Если рыбалка удалась, вы получаете ещё больше возможностей: например, за пять рыбин можно построить дорогу, за семь – взять карту развития.
- Следующий сценарий – "Реки Катана". На вашем острове появляются две большие реки: города и поселения, основанные рядом с ними, приносят игрокам золото. У золота много путей использования, от покупки ресурсов до накопления. Накопление золота важно потому, что в игре есть два статуса – бедный поселенец и богатый поселенец. Наградной жетон богатого поселенца даёт одно победное очко, карта бедного поселенца лишает игрока двух победных очков.
- Третий сценарий предлагает игрокам освоить правила караванной торговли. Прикольные фигурки вьючных верблюдов выставляются на поле при каждом основании поселения или превращении поселения в город. В этот момент игроки торгуются за выбор пути, на который будет поставлен верблюд. Расположение верблюдов важно, так как верблюд на дороге считается за два участка дороги при определении самого длинного торгового пути. Кроме того, город или поселение, "зажатое" между двумя верблюдами, приносят игроку на одно победное очко больше.
- Один из наиболее воинственных сценариев для "Колонизаторов" вообще – "Нашествие варваров". В нём игрокам приходится защищать побережье от варваров, снаряжая рыцарей в центральном замке за счёт особых карт из колоды хроник. Тем временем варвары захватывают прибрежные поселения, которые перестают приносить доход игрокам. Колонизаторам приходится гнать рыцарское войско на освобождение побережья. В кровопролитных сражениях гибнут многие воины, но победа над варварами того стоит: города снова расцветают, а пленённые варвары приносят игрокам добавочные победные очки.
-
Заключительным сценарием кампании стал титульный для расширения сюжет: "Купцы и варвары". Колонизаторы принимаются восстанавливать дворец, в котором заседал Совет Катана. В игре появляются три рабочих объекта, связанных производственными отношениями. Дворцу нужно цветное стекло из мастерской и мрамор из каменоломни, каменоломне нужны инструменты от кузнецов, стекольным мастерам требуется песок. Госзаказ на перевозку грузов оплачивается золотом, которое приходится отдавать за пользование чужими дорогами. Но продвижению обозов мешают разрозненные варварские отряды, регулярно перекрывающие пути. Ценность обозов можно повышать, выплачивая в банк определённое количество ресурсов. Когда обоз достигает ценности 5, его карта приносит 1 победное очко, как и каждый выполненный рейс.
В общем, на выходе мы имеем увесистый чемоданчик наворотов для тюнинга настольной игры "Колонизаторы" под любого клиента. Начинающим придётся по нраву вариант с благородным разбойником, который не грабит совсем уж бедных колонизаторов. Тем, кто сильно невзлюбил варваров после выхода настольной игры "Колонизаторы. Города и Рыцари", рекомендуем оттянуться на сценарии "Вторжения".
Тем, кто хочет получить от игры побольше веселья, сам Тойбер велел записываться в "Рыбаки Катана" и идти на ловлю дырявых башмаков. Если вам не хватало экономической составляющей в базовой игре, то в "Купцах и Варварах" её зримо прибавилось. Так что сортируйте компоненты, выбирайте сценарий и вариант правил по душе и продолжайте играть в обновлённую, но неизменно увлекательную настольную игру "Колонизаторы".
Обращаем ваше внимание, что это не самостоятельная игра и для игры вам понадобится базовый набор "Колонизаторы".
В правилах игры на 18-й странице обнаружена неточность (см. иллюстрацию). Вместо фразы "На начало партии у каждого игрока есть 4 очка для перемещения своего обоза" следует читать "В начале игры ваш обоз имеет 4 очка для перемещения, чтобы использовать их каждый раз, когда настаёт ваш ход".
Комплектация
-
138 игровых фигурок
- 24 рыцаря, по 6 штук 4 цветов
- 12 мостов, по 3 штуки 4 цветов
- 4 обоза, по 1 обозу 4 цветов
- 36 варваров бронзового цвета
- 40 монет, 25 по одной, 15 по 5 единиц
- 22 верблюда бронзового цвета
-
120 игровых карт
- 1 комплект для "Нашествия варваров"
- 2 комплекта для "Купцов и варваров"
- 1 комплект для "Происшествий на Катане"
- 4 карты для "Рыбаков Катана"
- 3 листа картонных компонентов
-
Правила игры
- Размер карт: 44х67 мм
- Размер коробки: 298х298х71 мм
- Вес: 0.98 кг
Авторы и производители
Колонизаторы – Купцы и Варвары
Перед тем, как приступить к игре, необходимо аккуратно выдавить из листов картонные элементы, на оборотной стороне которых указывается, в каких сценариях они используются. Рубашки игровых карт выполнены в нескольких цветах. Так, карточки к компании «Происшествие на Кагане» с оборотной стороны серые, «Рыбаки Катана» - голубые, «Катанские реки» - синие, «Купцы и Варвары» - красные, «Нашествие варваров» - фиолетовые. Все варианты игр можно сочетать между собой, со сценариями этого расширения, а также с «Мореходами» и компаниями «Города и Рыцари». Некоторые комбинации потребуют внесения небольших изменений в правила, которые обозначены в тексте соответствующего сценария.
Раскладки игрового поля
Для получения составляющих элементов игрового поля нужно выдавить из листов гексы Суши. Переворачиваем их обратной стороной вверх и, и тщательно перемешав, сбиваем в стопку. После это приступаем к раскладке поля. Один за одним снимаем с закрытой стопки гексы и выкладываем их на стол в таком порядке:
- Место по центру стола займет ряд из 5 гексов Суши;
- Сверху и снизу выкладываем еще по ряду, каждый из которых должен состоять из 4 гексов Суши;
- Теперь нужно выложить еще по одному ряду снизу и сверху, только на этот раз по 3 гекса;
-
6 частей рамки используем в качестве трех морских гексов, которые выкладываются вокруг получившегося острова произвольно.
Город
Для того чтобы построить город, нужно прежде на этом месте основать поселение. Это будет стоить определенного количества карточек сырья, которые нужно вернуть в резервную стопку, после чего можно смело менять поселение на город. За каждый свой город игрок получает 2 победных очка, а с приграничных гексов ему причитается по 2 карты ресурсов, когда на кубиках выпадают номера соответствующих гексов. Поселения, которые высвобождаются в результате возведения городов, можно заново заложить на новом месте.
Дороги
Игровое поле испещрено путями, на каждом из которых можно построить по одной дороге, призванной соединять поселения и города. Чтобы основать поселение на новом месте, туда прежде нужно проложить дорогу. Победных очков такая стройка не принесет, за исключением игрока, которому достанется специальная карточка «Самый длинный торговый путь».
Заморская торговля
Торговать в этой игре можно не только с соперниками – допускается обмен карт ресурсов с резервом. Менять можно на этапе торговли только на своем ходу, однако делать это следует лишь в тех случаях, когда сырье требуется срочно, а остальные участники меняться не желают. За каждую карту сырья из резерва придется отдать сразу 4 одинаковые карточки одного из ресурсов. Такой обмен может произвести любой игрок, даже если в его распоряжении нет гавани.
Карта цены строительства
Данная карта содержит информацию о том, сколько понадобится ресурсов для основания нового поселения, возведения города, прокладывания дороги. Чтобы оплатить строительство, нужно просто поместить карты соответствующих ресурсов в резерв. Кроме того, игра предусматривает возможность покупки карточек развития.
Карты победных очков
Это одна из разновидностей карт развития, потому такие карточки можно покупать. Данные карты олицетворяют значимые достижения культуры, воплощенные в различных постройках. Каждая такая карта приносит своему обладателю по 1 очку. Приобретая карты победных очков, их следует скрывать от соперников ровно до тех пор, пока общая сумма набранных победных очков не достигнет 10. Во время хода, на котором игрок получает последнее, десятое, очко, карты победных очков нужно раскрыть.
Карты прорыва
Еще один тип карточек развития, представленный в трех разновидностях:
- Изобретение. Получение такой карты дает игроку право взять две любые карты ресурсов из резерва и при желании сразу же их использовать;
- Строительство дорог. Данная карточка позволяет бесплатно выстроить сразу две новые дороги;
-
Монополия. При розыгрыше этой карты вы выбираете один из ресурсов, а остальные игроки должны отдать вам все свои карточки соответствующего типа сырья.
За один ход допускается использование только одной карты прорыва.
Карты развития
Эти карточки в игре представлены в трех видах: Рыцари, Победное очко и Прорыв. Приобретая карту развития, игрок берет верхнюю карточку из закрытой колоды и не показывает ее соперникам до тех пор, пока не решит ее использовать. Кстати, если игрока ограбят разбойники, карты развития все равно останутся у него, так что их следует держать отдельно от карточек сырья.
Карточки развития разыгрываются только в свой ход и только по одной штуке. Использовать их можно на любом этапе хода, в том числе перед броском кубиков или после строительства. Нельзя сыграть карту, полученную во время текущего хода, кроме случаев, когда покупка очередной карты развития приносит последнее победное очко из десяти необходимых для выигрыша.