Словарь настольщика
Настольные игры пользуются огромной популярностью и давно вошли современную культуру. Более того, вокруг настольных игр образовалась сообщество неравнодушных людей, которые интересуются новинками и классикой, изучают игры, играют в игры в большую часть свободного времени, обмениваются с другими тактикой, мнениями и другой информацией.
У настольного сообщества есть свой профессиональный язык – слэнговые выражения, англицизмы, не всегда понятные новичкам и тем, кто только собирается начать свой путь в невероятном мире настольных игр.
Перед вами словарь, созданный специально для облегчения понимания применяемых в настольных играх слов и выражений.
4X – Игровой процесс состоит из четырёх столпов, они же 4X – изучение, расширение, эксплуатация и уничтожение (от англ. eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate). Игрок в начале располагает скромными ресурсами для развития, ищет пути расширения на предоставленной карте мира, эксплуатируя найденные ресурсы и развиваясь технологически, строит огромную империю и воюет с соседями. "Сумерки империи" – это настоящий образец жанра глобальных стратегий, от длины партии до количества возможностей.
Абстракт/Абстрактная игра – история настолок началась именно с абстрактных игр – тысячи лет назад люди придумывали себе развлечения, устраивая игровые дуэли, используя для этого любые подручные предметы. Потом были шахматы, шашки, нарды, го и другие. Сегодня множество настольных игр можно смело назвать абстрактными, ведь в них, как и прежде, процесс сопровождается перемещением и взаимодействием различных элементов (фигур, фишек, жетонов и т. п.), регулируемых определёнными правилами. Отличный пример абстрактных игр – "Азул" и "Саграда".
Америтреш/Игра американской школы – игры в жанре "америтреш" не обязательно сделаны в Америке, но все их объединяют следующие отличительные черты. Прежде всего, это внимание к внешнему оформлению. Как правило, оно очень яркое, подробное и красочное. Здесь вы найдёте и пластиковые миниатюры, и картонные крепости и замки, и разнообразные движущиеся счётчики и прочие игровые элементы. Обычно (но не всегда) америтреш – это прямое противостояние игроков. Здесь вы сражаетесь, состязаетесь, воюете, строите козни – в зависимости от игры, механика задействует ту или иную форму игровой конфронтации. Также в америтрэше очень заметен элемент случайности – почти во всех играх есть либо кубики, либо случайно набираемые карты. Одни из лучших представителей американской школы – это игры на тему Мифов Ктулху: Ужас Аркхэма, Древний Ужас и Особняки Безумия.
Варгейм/Военная игра – от английского wargame – военная игра. В играх-варгеймах моделируется вооружённый конфликт двух и более армий. Чаще всего в них присутствуют миниатюры, передвигающиеся отрядами и соединениями. У каждой армии есть свои преимущества и недостатки, отражённые в характеристиках воинов, особых способностях и т. д. В варгеймах очень много стратегии, каждый шаг необходимо чётко продумывать заранее, но в то же время гибко реагировать на меняющуюся ситуацию на поле боя. Представитель классического гексогонального варгейма – это "Ни шагу назад", а для игры с миниатюрами есть Warhammer 40,000 и Warhammer Age of Sigmar.
Данжен кроулер – сюжеты игр жанра "данжен кроулер" переносят игроков в тёмные и мрачные подземелья, которые предстоит исследовать, стремясь отыскать сокровища, и, разумеется, попутно уничтожать всякого рода монстров, чудовищ и прочих существ. В запутанных лабиринтах подземелий зачастую необходимо выполнять различные миссии и уделять особое внимание поединкам. Именно данжен кроулер долгое время занимает первое место среди лучших настольных игр по рейтингу BoardGameGeek – Gloomhaven.
Детектив – это вызов вашим дедуктивным способностям. Одной из ключевых особенностей таких игр являются проработанный сюжет и атмосферность игрового процесса. Образцовым современным детективом является "Место преступления", а если вы хотите добавить мистики, то вас ждут "Тайны Аркхэма".
Детская игра – настольные игры для детей помогут развить логический склад ума у ребёнка, а также обучат новому, ведь большее количество таких игр так или иначе основано на познавании окружающего мира и всего, что с ним связано. Этот жанр отличается весёлым и непринуждённым игровым процессом, дети вместе с родителями увлекательно проведут время за игрой в кругу семьи или же в процессе продолжительной поездки. Компании детей понравится "Детская Мафия", а "Хвать-Хвать" можно сыграть в кругу семьи.
Дуэль/Дуэльная игра – как можно судить из названия, это игра, предназначенная для двух игроков. Соперничая друг с другом, участники выясняют, кто в результате станет победителем. Как правило, дуэльные игры редко предполагают увеличение количества участников, поскольку механика процесса построена именно на взаимодействии двух игроков. Серия игр "Время Приключений: Карточные Войны" – это лёгкий и непринуждённый способ провести время, но если вы хотите серьёзное дуэльное противостояние, то обратите внимание на "Звёздные Войны: Восстание".
Евро/Еврогейм – так принято называть игры, выполненные в немецком стиле. Отличительной особенностью таких настольных игр является упор на стратегическую составляющую, а не на удачу, именно поэтому в них требуется больше обдумывания и планирования своих ходов. Тематика еврогеймов в большей части экономическая, а не военная. Красочные представители евро с шикарным оформлением и игровым процессом – это "Подводные Города" и "Грандиозное Представление".
ЖКИ/Живая карточная игра – от английского living card game – Живая Карточная Игра. Это вид карточных игр, дополнения к которым выпускаются фиксированными выпусками с чётко зафиксированным набором карт. Дополнения, как правило, отличаются общей тематикой, бывают фракционными (предназначенными для одной из сторон конфликта) или событийными (посвящёнными какому-либо событию в сюжете игры). "Ужас Аркхэма. Карточная игра" станет для вас проводником и открытием среди ЖКИ.
Казуальная игра/Казуалка – простая игра, предназначенная для широкой аудитории игроков, включая тех, кто совсем мало знаком с настолками. В основном, казуалки объясняются за несколько минут, и игру даже начинать сразу, по ходу объясняя правила. "Взрывные котята" – отличный пример игры, которая работает на самую широкую аудиторию и оставляет после себя только положительные эмоции.
Книга-игра/Комикс-игра – в процессе чтения такого произведения, автор вовлекает вас в формирование сюжета. В зависимости от выбранных путей вы будете перемещаться по страницам. "Похищение" – это красивый рисунок и интересная история, на которую влияете непосредственно вы.
ККИ/Коллекционная карточная игра – от английского collectible card game – Коллекционная Карточная Игра. Эта игра выпускается с помощью бустеров, наполненных случайным набором карт. У карт есть, в частности, показатель редкости и, соответственно, коллекционная ценность. Помимо непосредственно игрового процесса, такие игры можно просто собирать и коллекционировать. Мастодонт жанра – это Magic: The Gathering.
Кооперативная игра – в таких играх участникам предстоит объединиться против самой игры. В кооперативных настолках обязательно требуется действовать сообща, чтобы в результате одержать верх и объявить всех игроков победителями. Кооперативные игры развивают умение работать в команде и взаимодействовать друг с другом. Интересный сюжет, глубокая история и шикарные компоненты делают игру "Властелин колец: Странствия в Средиземье" одной из лучших представителей кооперативов.
Логическая игра – целью таких игр является решение логических задач, составление пазла или другие вызовы рациональному мышлению, требующие от игрока задействования логики, стратегии и интуиции. В продвинутых логических играх недостаточно только решить задачу, необходимо решить её, заработав максимальное количество победных очков – например, в Conex у вас всегда будет выбор.
Пати-гейм/Игра для вечеринок – развлекательные настольные игры, в основном предполагающие достаточное количество участников. Пати-геймы отличаются весёлым игровым процессом и простыми правилами, большинство этих игр рассчитаны на взаимодействие между игроками, чтобы поближе узнать друг друга и увлекательно провести время. Хотите отлично провести время в большой компании? Обратите внимание на серию игр "Соображарий".
Ролёвка/НРИ/Ролевая игра – настольная ролевая игра – это игра, в которой вы примеряете на себя роли различных персонажей и "отыгрываете" их. Это могут быть рыцари и волшебники, стрелки и сыщики, космические пираты или бравые капитаны кораблей – всё зависит от мира, по которому вы играете, и от игровой системы (D&D, Savage Worlds, Dark Heresy и т. д.). Для игры, как правило, необходим мастер – тот, кто описывает мир, населяет его добрыми и злыми персонажами, которые встречаются игрокам, и "отыгрывает" реакцию мира на те или иные действия игроков. Игра, помимо слов и описаний, ведётся с помощью кубиков разного номинала, карт или каких-либо других принадлежностей, обеспечивающих случайность исхода действий игроков. Случайность, в свою очередь, модифицируется и регулируется характеристиками героев (Сила, Стойкость, Ловкость и т. д.), их умениями и талантами. Первой ролевой игрой и классикой жанра является Dungeons and Dragons.
Семейная игра/Фэмили – такие игры собирают за одним столом людей различного возраста, со своими интересами и способностями. При этом, в семейные настольные игры будет легко и интересно играть всем, при этом не затратив на это большое количество времени. В серии игр "Каркассон" и Ticket to Ride будет интересно играть и детям и взрослым всех возрастов.
Скирмиш – от английского skirmish – стычка. В чем-то похожие на варгеймы, скирмиш-игры также моделируют вооружённый конфликт. Однако вместо огромных армий, в скирмишах вы управляете небольшими отрядами солдат, как правило, намного более персонифицированными. Если глобальные конфликты вам не по душе, обратите внимание на Warcry и Kill Team.
Стратегическая игра – стратегические настолки отличаются прозрачными и чёткими правилами, возможно, немного более сложными, чем в других настольных играх; выверенным игровым балансом; минимальным влиянием удачи на игровой процесс, либо вовсе отсутствием такого фактора. Игрокам предстоит просчитывать свои действия на несколько ходов вперёд, используя при этом аналитику, тактику и логику. Сражайтесь вместе против захватчиков в "Остров Духов" или атакуйте друг друга в "Битве за Рокуган".
Филлер – от английского filler – наполнитель. Так называют небольшие, несложные игры, занимающие маленький промежуток времени. Они прекрасно подходят для того, чтобы занять перерыв на обед или в качестве игры на разогрев. Попробуйте "Салат удачи" или более тематичные "Страшные сказки".
Хардкор – от английского hardcore – жёсткая, тяжёлая основа. В мире настолок так принято называть сложные продолжительные игры с объёмными правилами и множеством компонентов. Хардкорные игры под силу лишь опытным игрокам, имеющим за плечами не один десяток настольных баталий! Хотите испытаний? Сыграйте в "Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове".
Экономическая игра – экономические настольные игры предлагают игрокам построить и развить собственную систему производства, доставки, продажи или потребления товаров. Или даже всё сразу. Тем или иным образом, игра воссоздаёт общие правила и концепции рынка и рыночных отношений. Такие игры объединяет один признак – управление ресурсами и получение из своих действий максимальной выгоды. Конечно же, "Монополия", но если вам интересны иные рынки и экономические механизмы, то взгляните на "Индустрию", "Энергосеть" и "Маракайбо".
Эскейп-рум/Побег – игроков обнаруживают, что заперты в помещении, и их главной и единственной задачей становится освобождение. Такие игры полны логических задач и головоломок, последовательное решение которых приводит к свободе. Ярчайший представитель таких игр – это серия "EXIT-Квест".
Ареа-контроль/Контроль территорий – определённые участки игрового поля, территорий или отдельных фрагментов в тот или иной момент игрового процесса может занимать лишь один игрок. Такие участки могут являться стратегически важными точками, и удерживание их под своим контролем максимально приближает игрока к победе. Всё великолепие механики вы сможете увидеть в "Игре Престолов", но также огромной популярностью пользуется Small World.
Ареа-мажорити/Преимущество в области – за контроль территорий участник поощряется: чем больше игрок размещает в определённой области персонажей (фишек, элементов), тем более высокую награду он за это получает. Наиболее заметное влияние эта механика оказывает в играх: "Остров Духов" и "Сумерки Империи".
Асимметрия/Асимметричный игровой процесс – игроки начинают партию, имея различные друг от друга стартовые условия, способности, действия, а в некоторых случаях и условия победы. В "Звёздные войны: Восстание" и Root каждый игрок играет свою игру по особым правилам.
Аукцион/Торги – в таких механиках игроки по очереди делают ставки с целью улучшить свою игровую позицию. По завершении аукциона тот из участников, который сделал высшую ставку, получает объект торгов. Это может быть определённая выгода, улучшение или же отмена ограничения/штрафа. Ярчайший пример использования аукциона – это настольные игры "Энергосеть" и "Энергосеть. Карточная игра".
Бэгбилдинг – в начале игры у каждого участника есть мешочек с определённым набором компонентов, который в процессе будет пополняться и улучшаться, при этом участники развивают свой игровой прогресс и получают преимущества. Попробуйте собрать свой мешочек в игре "Шарлатаны из Кведлинбурга".
Взять и доставить – игровая механика, требующая забирать игровые элементы из одних локаций игрового поля и доставлять их в другие. Расстановка подобных игровых элементов может быть предопределена или случайна. Успешная доставка приносит игроку пользу и бонусы, такие как, например, игровые деньги. В игре "Кланк! Подземное приключение" вам необходимо не просто взять сокровище, но и выбраться с ним наружу.
Дайс-плейсмент/Размещение кубиков – игровая механика, схожая с "размещением рабочих". На игровом поле имеются области, на которых участники размещают кубики с разными значениями. Создать своего героя при помощи кубиков можно в "Путь героя" или организовать выездной цирк в "Грандиозном представлении".